Новый век миграционной политики

Photo by frank mckenna on Unsplash

Ровно два месяца назад миграционная политика России вступила на путь эпохальных перемен. Начало было положено 23 августа 2017 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, наделяющий Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) полномочиями по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Как вы помните, до конца 2016 года миграционной сферой в России занималась Федеральная миграционная служба (ФМС). Но в ее обязанностях тема адаптации и интеграции иностранцев не была прописана прямо. После того как функции ФМС были переданы Министерству внутренних дел, вопрос культурного и социального взаимодействия с иностранными гражданами снова повис в воздухе.

Таким образом, вышеупомянутый указ президента Российской Федерации ознаменовал собой новую страницу в миграционной политике. Отныне в нашей стране на федеральном уровне ведется работа по гармонизации приезжих граждан с местным сообществом. Мы видим, что сегодня государство заботят уже не только сугубо практичные вещи - работо- и платежеспособность мигрантов вкупе с законопослушностью. Оно смотрит на иностранных граждан как на часть российского социума.

"…Мы говорим о тех людях, которые не адаптированы и не интегрированы в нашу культурную и общественно-историческую среду, - прежде всего это трудовые мигранты и члены их семей. Эти люди должны понимать, куда им пойти, где получить необходимый объем знаний, чтобы чувствовать себя в России комфортно. Не говорим, конечно, о нелегальных мигрантах, но их закон будет стимулировать выходить из серой зоны, в которой они оказались", - глава ФАДН Игорь Баринов в интервью РИА Новости.

К чести ФАДН и его руководителя Игоря Баринова нужно отметить, что работа в этом направлении началась еще до того, как президент России дал агентству соответствующие полномочия. Так, в середине лета был разработан, а позднее откорректирован законопроект по адаптации и интеграции иностранных граждан (сейчас он проходит стадию общественного обсуждения). Этот проект уникален тем, что он впервые закрепляет в российском законодательстве перечень основных понятий в сфере адаптации и интеграции мигрантов.

Не менее важны и практические направления, обозначенные в законопроекте. Например, он выстраивает систему взаимодействия властей всех уровней, некоммерческого сектора и работодателей. Другой значимый момент: в проекте заложены механизмы стимуляции мигрантов к легализации, а также основы домиграционной подготовки граждан в странах исхода.

При этом разработка системы адаптации и интеграции мигрантов ведется с учетом данных скрупулезных исследований существующей ситуации. Например, анализ отношения иностранных граждан к правительственным органам натолкнул ФАДН на мысль сделать ставку на некоммерческий сектор, в особенности на общественные организации, созданные недавними выходцами из среды мигрантов.

В одном из интервью глава ФАДН Игорь Баринов затронул тему экзаменов по русскому языку для приезжих, выразив обеспокоенность в связи с "формальным подходом" к их сдаче. Он обозначил знание русского языка как один из ключевых факторов адаптации иностранцев в России. Это также говорит о том, что работа агентства строится на практическом опыте и наработках специалистов.

стройка

В общем, на первый взгляд, все заделы ФАДН по новому направлению имеют большие шансы успешно претвориться в жизнь. Но только при выполнении двух условий: достаточном финансировании и грамотной кадровой политике.

Проблемы, отданные ныне в сферу ведения ФАДН, имеют глубокие корни. Они развивались в течение нескольких десятков лет, усугублялись из-за однобокого подхода и непонимания принципов миграционных механизмов. Игорь Баринов сегодня пытается максимально оптимизировать бюджетные траты. Например, предполагает использовать для адаптации и интеграции мигрантов уже существующую инфраструктуру. Но этого мало, а экономия на начальном этапе строительства важнейшей системы приведет к тому, что сама основа ее будет неполноценной и шаткой.

Что касается кадровой политики, то здесь все еще серьезнее. Вопросами адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации никогда не занимались, соответственно, у нас нет структур, которые бы готовили специалистов по этим вопросам. Сегодня потребность страны в таких профессионалах достигает критических масштабов, а в наличии – единицы, да и те в каком-то смысле самородки. Тем временем нам нужна целая армия юристов новой категории, которые имеют знания по этнографии, разбираются в политике и, самое главное, имеют практику работы с мигрантами, желательно даже в странах исхода.

Это необходимо, чтобы понимать ментальность и обычаи тех людей, которые приезжают работать и жить в Россию, ведь, понимая их образ мыслей, мы сможем грамотно объяснить им правила и устои жизни нашего общества.

Александр Калинин